Детский сад

«Калинка»

Башкортостан, г. Туймазы

ул. Комарова, д. 12А

Развитие мелкой моторики через ручной труд

В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим развитием ребенка.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Влияние ручных действий на развитие мозга человека,  было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоровительную методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом.

Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Хорошо помогают в развитии мелкой мускулатуры игры с пальчиками (специальная пальчиковая гимнастика), игры с мелкой мозаикой, работа с карандашами (закрашивание, рисование, использование различного нажима), а также ручной труд. Ручной труд как занятие у нас начинается со старшей группы. Что сюда входит? Это работа с бумагой и картоном, работа с использованным материалом, с природным материалом. Она проводится также и в свободное от занятий время.

Работа с бумагой и картоном

Мы закрепляем у детей умение складывать прямоугольный лист бумаги пополам, сглаживать линию сгиба. Дети мастерят различные игрушки: зайчика, медведя, собачку, кошку, лису и т.д. Глазки и носы у игрушек можно сделать из конфетти, а усы нарисовать фломастером.

Учим детей работать по несложной выкройке. На первых занятиях по выкройкам детям можно облегчить задачу, начертив линии сгиба пунктирной линией, а линии, по которым делаются надрезы – сплошной. Так дети изготавливают сначала более простые коробочки, а потом переходит к более сложным: корзиночкам, домикам, сараям, гаражам. Везде учим детей тщательно проглаживать линии сгиба, если этого не сделать, поделка не будет иметь четкую геометрическую форму. Дети знакомятся с новым видом материала – картоном. Он более толстый, чем бумага, и поэтому с ним работать сложнее, его труднее согнуть. Дети из картона изготавливают игрушки-качалки. Учим детей делать игрушки из конусов (вырезают ¼ часть круга, а затем склеивают), из цилиндров (закручиваем прямоугольник в цилиндр) делаем чебурашку, медведя, собачку и т.д. В подготовительной группе можно сделать более сложные игрушки: лошадь, оленя, жирафа, а также Деда Мороза и Снегурочку. В подготовительной группе усложняется работа по выкройкам: дети самостоятельно изготавливают мебель – стол, стул, комод, сундук, диван, кровать, кресло и т.д.

Очень любят дети изготавливать разнообразные поделки способом оригами: многократного складывания и сгибания. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использоваться в играх (лягушка, которая умеет прыгать), или подарены на день рождения, к празднику своим родителям. Ребенок радуется тому, что сделанная своими руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик взлетает ввысь, а в кошелек, созданный своими руками, можно положить что угодно. Очень привлекает детей создание методом оригами различных птиц и животных. Дети должны овладеть основными способами конструирования: отгибание нижних углов треугольника, полученного из квадрата, к противоположным сторонам, отгибание нижних углов треугольника, полученного из квадрата к соответствующим сторонам. И, используя эти способы, делать различных зверей, цветы и т.д. Очень хорошо для развития мелкой моторики плетение ковриков из бумаги, можно предложить детям сделать закладки методом плетения и украсить.

Работа с использованием материалов

Здесь можно использовать любой материал: коробки от молока, сока, зубной пасты, спичечные и т.д.; крышечки от пакетов и бутылок пластмассовые, палочки от соков, деревянные палочки, различные проволочки, коробочки из-под йогуртов, пуговицы, бусинки, зубочистки и т.д. Если обклеить пакеты из-под молока, получатся многоэтажные здания. Обклеив коробку из-под сока (большую), можно получить салон автобуса. Также делаются различные машины: грузовые, легковые, маршрутки. Колеса у них можно сделать, используя пластмассовые крышечки различных размеров.

Из поролона дети могут сделать снеговика, если аккуратно закруглят края у кубов различных размеров. С помощью надрезов и перетяжек на поролоне можно сделать зайчика или кошечку.

Работа с природным материалом

Во время прогулок в детском саду, с родителями, во время наблюдений мы учим детей собирать различный природный материал: шишки, каштаны, желуди, причудливые веточки, листья, семена различных растений и др. Приучаем собирать его так, чтобы не нанести природе ущерб: веточки подбираются, опавшие листья и семена.

При изготовлении поделок используют самый разнообразный материал. Например, туловище человека или зверюшки можно сделать из шишек разного размера и формы, из желудей, каштанов, скорлупы, орехов, различных косточек.

Для изображения головы подойдет скорлупа орехов, желуди, недозревшие лесные орехи. Волосы можно сделать из пуха, мочала, спитого чая. Выразительные глаза получаются из семян укропа, щавеля, гороха. Руки и ноги человечков могут быть сделаны из веточек от деревьев и кустарников.

Для деталей одежды подойдет береста, листья, засушенные цветы, шелуха лука, чеснока. Смешная обувь получается из шляпок желудей, семян тыквы, арбуза, подсолнуха, ракушек. Для оформления поделок можно использовать перья птиц.

В этом году для изготовления поделок мы использовали, в основном, желуди и их шляпки, дополняя их различными материалами. У детей получились очень хорошие поделки: человек, олень, утка, собака и т.д. Основанием, на которые установили поделки, были спилы яблони. Получилось очень красиво и эстетично.

Также из желудей и их шляпок, из ягод рябины можно сделать красивые бусы, нанизав их на тонкую проволоку или нить.

Необходимо обеспечивать взаимосвязь конструирования с другими видами детской деятельности: игрой, театром, рисованием, сочинением сказок, рассказов и т.д.

Обязательно нужно организовать совместное обсуждение детских работ.

Обо мне
Хисамова Майра Сарсеновна
Меня зовут
Хисамова Майра Сарсеновна
Моя профессия

Я воспитатель.

Имею высшую квалификационную категорию.

Я работаю воспитателем в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении — детский сад №21 «Калинка». Мой стаж 30 лет.

Использование принципов социо-игровой педагогики, методики Е. Е. Шулешко «Обучение чтению и письму», техники ТРИЗ – теория решения изобретательских задач , Программу «Открой себя», «Росток», «Земля отцов» Г. Гасановой, рекомендации по «комплексному развитию дошкольников в процессе их общения с природой» Л.И. Марченко.