Цель:
учить произносить смешанные звуки, дифференцировать их.
Задачи:
Образовательная
— упражнять детей в различении звуков «р» и «л» в слогах, в словах;
— учить слышать звук в словах.
Развивающая
— развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
— развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, в которых есть звуки «р» — «л»;
— развивать связную речь.
Воспитательная
— формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми;
— формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование и материалы: телевизор, презентация, д/и – игровизоры (найди предметы с заданными звуками).
Методы и приемы: наглядные – демонстрация презентации; словесные – объяснение, указания, вопрос – ответ; практические – игра «найди предметы с заданными звуками».
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика.
Словарная работа: объяснение значения слова: термос.
Ход организованной образовательной деятельности.
Приветствие:
Ребята у нас сегодня гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей. Давайте и мы выразим им мимикой и жестами наше гостеприимство. (Дети выражают свое гостеприимство). Молодцы! По выражению вашего лица и жестикуляции гости легко догадались, что мы очень рады их видеть.
Игра – массаж «Наши помощники»
Воспитатель: ребята, как вы думаете, какие помощники нам сегодня понадобятся?
Дети: (ответы детей)
Будет сложная игра,
Думай, думай голова! (гладят по голове рукой)
Разминка для глаз,
Поиграем мы сейчас! (моргают глазами)
Надо руки вам размять
Будут пальчики играть. (сжимание и разжимание пальцев)
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре,
Смело четко говори
И тихонечко сиди.
Воспитатель:
вот, какие помощники нам сегодня нужны. Ребята, посмотрите, кто передает вам привет!(Показ слайда)
Дети: (Незнайка).
Воспитатель:
правильно, вот только Незнайке грустно и обидно, что все думаю, что он ничего не знает и не умеет. Но это не совсем так. Знаете ли вы, что Незнайка хорошо пел и выговаривал все звуки четко и красиво. Вот послушайте песню, которую пел Незнайка. (Звучит песня «В траве сидел кузнечик»)
Воспитатель:
дети, сегодня на занятии мы будем учиться говорить правильно. А что значит говорить правильно? Это, прежде всего, правильно произносить все звуки. А для того, что бы научиться говорить правильно, нужно, чтобы не ленились ваши язычки.
Зарядка для язычка:
- Высунуть язык – спрятать.
- Тик – так (вправо – влево).
- Высунуть язык и сделать чашечку.
- Достать нос – подбородок.
- Вкусное варенье.
- Лошадка.
Воспитатель:
сегодня мы будем учиться различать звуки «р» и «л» и правильно их выговаривать. Когда вы произносите звук «л», то кончик языка упирается в верхние зубы (показ). Когда произносим звук «р», кончик языка касается бугорков на потолочке в ротике – домике, а когда мы выдыхаем воздух, он дрожит (показ и произнесение).
Игра «Услышь звук».
Воспитатель:
я стану произносить отдельные слова, если вы услышите звук «р» — хлопайте, нет – топайте. Полюшко, береза, стояла, легкая, полосатая, рыжая, львенок, зебра, муравьи, ползают, кричат, трезвонят.
Игра «Подбери слово».
Воспитатель:
я бросаю вам мяч и произношу звук, а вы называете слово с этим звуком.
Загадка:
— Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (Петух)
Воспитатель: сколько слов со звуком «р» встречается в этой загадке?
Дети: (четыре)
Физминутка:
Каждый день по утрам делаем зарядку
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать (ходьба на месте),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседания),
Прыгать и скакать (прыжки наместе).
Игровизор.
Игра «Составь предложение» (с показом слайдов)
Воспитатель:
я придумала предложение (Тигры громко рычали.Сегодня морозное утро.). Теперь вы придумайте свои предложения со следующими словами:
Тигры… .
Шофер… .
Утром… .
В термос… .
Чистоговорки.
Итог занятия.
Воспитатель:
дети, с какими звуками мы с вами познакомились?
Ответы детей (со звуками «р», «л»).
Воспитатель:
в какие игры мы играли, и что вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель:
мне понравилось, как вы сегодня занимались, наше занятие закончилось.