Детский сад

«Калинка»

Башкортостан, г. Туймазы

ул. Комарова, д. 12А

Чтение сказки М. Горького «Воробьишко»

Цель:

познакомить детей со сказкой М. Горького «Воробьишко». Проанализировать сказку: помочь понять детям, как надо относиться к тем, кто любит их и дорожит ими.

Задачи:

Образовательная:

учить, внимательно слушать литературное произведение;

— учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Развивающая:

развивать зрительную память и воображение;

— развивать связную речь.

Воспитательная:

воспитывать интерес к художественной литературе;

— формировать способность сопереживать героям сказки и доброжелательного отношения к ним.

Оборудование и материалы: телевизор, игрушка воробья, листы белой бумаги и карандаши.

Методы и приемы: наглядные – демонстрация иллюстраций к сказке; словесные – чтение, объяснение, указания, вопрос – ответ; практические – игра-описание  «Какой  воробей».

Предварительная работа: чтение сказок, рассказов, стихотворений.

Словарная работа: объяснение значения слов: наличник, чересчур, чванятся.

Ход организованной образовательной деятельности.

Приветствие:Ребята, у нас сегодня гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей. Давайте и мы выразим им мимикой и жестами наше гостеприимство. Молодцы, гости легко догадались, что мы очень рады их видеть. А теперь садитесь за столы.

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что нас с вами окружает?

Дети: ответы (дома, деревья, птицы  и т.д.).

Воспитатель: Правильно, а как можно назвать одним словом деревья, птицы, насекомые?

Дети: ответы (природа).

Воспитатель: Правильно, природа. А можем мы сказать, что природа – это удивительная зеленая страна, которую населяют удивительные жители?

Дети: Да.

Воспитатель: И у нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слушать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять. Вы спросите, где же эта страна? Она  не за морями, не за горами, а рядом с нами (открыть стенд с книгами). Вот в этих чудесных книгах. Некоторые из них мы уже прочитали и узнали много интересного. Назовите их.

Дети: ответы.

Воспитатель: Скажите дети, кто пишет книги?

Дети: ответы (писатели, поэты).

Воспитатель: Назовите писателей, поэтов, которых вы знаете.

Дети: ответы.

Воспитатель:  А можно ли посмотрев на обложку, предположить, о чем написано в книге?

Дети: ответы

Воспитатель: Ребята кто рисует иллюстрации к книгам?

Дети: Художники-оформители.

Воспитатель:  Какие жанры художественных произведений вы знаете?

Дети: ответы

Воспитатель: Ребята, отгадайте, кто сегодня будет героем Зеленой страны?

Я весь день ловлю жучков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг-скок! Не робей!

Я бывалый…

Дети: Воробей.

Дети: Воробьиха, воробьята, (воробьишки, воробушки, воробьенок).

Воспитатель: Но сначала мы с вами немного отдохнем и сделаем физминутку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали,

И, на месте побежали. (Молодцы, садитесь)

Воспитатель:  Сегодня мы познакомимся с произведением Максима Горького «Воробьишко» (повесить портрет).

Чтение произведения.

Воспитатель:  Дети, понравилось ли вам это произведение?

Дети: ответы.

Воспитатель: Как вы думаете, почему автор так назвал своего героя?

Дети:  Наверное, он был очень маленький, а может быть, Горький очень любил его и восторгался им.

Воспитатель:  Где жил воробьишко? (картинка)

Дети: Жил он над окошком бани, за верхним наличником.

Воспитатель: Как звали героя сказки?

Воспитатель: Что же произошло?

Дети:  Воробьишко доигрался, не слушал маму, и вот – встреча с кошкой.

Воспитатель: Значит, Горький назвал Пудика воробьишкой потому, что он был маленький и глупый.

Воспитатель: Какие в сказке слова указывают на то, что Пудик действительно маленький?

Дети: «…Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда: хотел узнать, что такое мир и годится ли он для него».

Воспитатель: Как вы думаете, что думал Воробьишко об окружающем мире?

Дети: Он мало знал, но все критиковал.

Воспитатель: Что он чирикал, глядя на землю?

Дети: Чересчур темна, чересчур…

Воспитатель: Когда папа приносил ему букашек, о чем думал Пудик?

Дети:  Чем чванятся, червячка с ножками дали – вот чудо!

Воспитатель: А разве легко добывать пищу?

Дети:  Нет. Необходимо целый день трудиться.

Воспитатель: Что ответил Пудик на предупреждение мамы об опасности при сильном ветре?

Дети: Пусть перестанут качаться деревья, тогда и ветра не будет.

Воспитатель: Он был прав?

Дети: Нет.

Воспитатель: А еще он посмотрел на мужчину и сказал?

Дети: Чушь, чушь! Все должны иметь крылья. Чай на земле хуже, чем в воздухе!

Воспитатель:  Его ответ подтверждает то, что он еще глупенький и мало знает об окружающем мире.

Воспитатель: Подумайте, что позволяло ему так рассуждать, критиковать все, что его окружало?

Дети:Он думал, что он самый лучший, мама и папа его любят, они заботятся о нем, значит и все должны его любить.

Воспитатель: Какой был Пудик? Давайте охарактеризуем его.

Дети передают игрушечного воробья и называют слова.

(Маленький, серенький, желторотый, пушистый, любопытный, жизнерадостный, веселый, смешной).

Воспитатель: А еще, ребята, Пудик был самонадеянным. Что значит самонадеянность?

(Ответы детей)

Воспитатель: Это, ребята, лишнее доверие к своим силам и способностям, пренебрежение к чужой опытности, советам и помощи. А ведь Горький писал: «У воробьев совсем так же, как у людей…»

Вы слушаете советы своих родителей? Почему?

Дети: ответы.

Воспитатель: Правильно, родители своим детям,плохого не пожелают. Вот и мама воробьихапредупреждала Пудика об опасности. А верил ли он своим родителям?

Дети:Пудик не верил маме: он еще не знал, что если маме не верить, то это плохо кончится…

Воспитатель: И какие последствия непослушания воробьишки?

(Картинка – встреча с кошкой)

Дети:Он вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка – рыжая, зеленые глаза – тут как тут. И мама осталась без хвоста.

Воспитатель: Испугался Пудик?

Дети: ответы.

Воспитатель: А какое чувство испытывали вы, во время чтения сценки встречи Пудика с кошкой?

Воспитатель: Как вела себя мама?

Дети:Храбро защищала Пудика.

Воспитатель: Да, она храбро защищала своего детеныша, не боясь умереть, лишь бы защитить его.

Как вы думаете, научила ли чему Пудика встреча с кошкой?

(Высказывание детей)

Воспитатель: Я тоже думаю, что воробьишко исправится. Он повзрослеет, и будет ценить, и уважать родителей, будет гордиться своей мамой.

Ребята, понравилось вам путешествие в удивительную Зеленую страну?

Я предлагаю вам нарисовать свои рисунки к этой сказке, побыть самим художниками оформителями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обо мне
Хисамова Майра Сарсеновна
Меня зовут
Хисамова Майра Сарсеновна
Моя профессия

Я воспитатель.

Имею высшую квалификационную категорию.

Я работаю воспитателем в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении — детский сад №21 «Калинка». Мой стаж 30 лет.

Использование принципов социо-игровой педагогики, методики Е. Е. Шулешко «Обучение чтению и письму», техники ТРИЗ – теория решения изобретательских задач , Программу «Открой себя», «Росток», «Земля отцов» Г. Гасановой, рекомендации по «комплексному развитию дошкольников в процессе их общения с природой» Л.И. Марченко.