Детский сад

«Калинка»

Башкортостан, г. Туймазы

ул. Комарова, д. 12А

Обучение конструктивной деятельности детей от 3-х до 4-х лет

Пояснительная записка

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизной и отличительной особенностью программы  является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Эмоционально-образное познание мира ребенком в рамках программы я строю по поступательной системе действий: видим (изображение), слышим (слово, звук), чувствуем, представляем, действуем – творим.

Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности: изобразительной (рисование красками, лепка); декоративной (украшение – аппликация, работа в разных материалах); конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).

Эти  эмоционально-познавательные и  творческие задачи будут решаться вместе с освоением способов деятельности, развитием координации движений руки и особенно мелкой моторики.  «Рука – развивает мозг» — это утверждение уже многократно доказано. Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш или ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, мастерить поделки и подарки для своих близких. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Цель: формирование творческих способностей воспитанников посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Цель программы- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации

личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи

  1. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
  2. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
  3. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
  4. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.
  5. Формировать художественный вкус.
  6. Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.

Форма работы

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка. Общее количество занятий в год -30(с октября по май). Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный — в сентябре, итоговый — в мае). Возраст детей 3-4 года, количество детей 30 человек, время занятий 15 мин.

Материал для работы с детьми

  1. Бумага (цветная, гофрированная, самоклеющаяся).
  2. Картон (однослойный и многослойный).
  3. Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).
  4. Фломастеры, маркеры, карандаши, гуашь.
  5. Нитки (простые, шерстяные, капроновые).
  6. Леска, проволока.
  7. Пуговицы.
  8. Скотч.
  9. Ткань.
  10. Цветной бисер, бусы, стразы.
  11. Киндер-сюрпризы.
  12. Семечки. Крупа.
  13. Вата.
  14. Обертки от конфет и шоколада.
  15. Цветные иллюстрации.
  16. Клей. Пластилин.
  17. Соленое тесто

Обучение конструктивной деятельности детей от 3-х до 4-х лет Обучение конструктивной деятельности детей от 3-х до 4-х лет Обучение конструктивной деятельности детей от 3-х до 4-х лет Обучение конструктивной деятельности детей от 3-х до 4-х лет Обучение конструктивной деятельности детей от 3-х до 4-х лет Обучение конструктивной деятельности детей от 3-х до 4-х лет Обучение конструктивной деятельности детей от 3-х до 4-х лет

 

Список использованной литературы

  1. «Волшебные полоски». Петрова И. М.
  2. «Детское творческое конструирование». Парамонова Л. А.
  3. «Аппликация в детском саду». Малышева А. Н. ; Ермолаева Н. В.
  4. «Пластилинография -Детский дизайн 3». Давыдова Г. Н.
  5. «Поделки из бумаги», Москва, Лада издательство, 2008г. Агапова И., Давыдова М.
  6. «Программа для дошкольных учреждений. Первые шаги в мире искусства , Н.А.Горяева — под ред. Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2011.
  7. «Конструирование и ручной труд в детском саду». Куцакова Л.В.
Обо мне
Хисамова Майра Сарсеновна
Меня зовут
Хисамова Майра Сарсеновна
Моя профессия

Я воспитатель.

Имею высшую квалификационную категорию.

Я работаю воспитателем в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении — детский сад №21 «Калинка». Мой стаж 30 лет.

Использование принципов социо-игровой педагогики, методики Е. Е. Шулешко «Обучение чтению и письму», техники ТРИЗ – теория решения изобретательских задач , Программу «Открой себя», «Росток», «Земля отцов» Г. Гасановой, рекомендации по «комплексному развитию дошкольников в процессе их общения с природой» Л.И. Марченко.