Детский сад

«Калинка»

Башкортостан, г. Туймазы

ул. Комарова, д. 12А

Обучение конструктивной деятельности детей от 4-х до 5-ти лет

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От      пальцев, образно говоря, идут тончайшие  ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими  словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.

Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит  приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Работа с бумагой учит детей создавать различные поделки. Это самый доступный способ работы с бумагой. По опросам родителей стало понятно, что они тоже заинтересованы, чтобы дети занимались в кружке и овладели навыками работы с бумагой.

Достоинства использования конструктивной деятельности
позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
стимулирует творческие способности дошкольников;
способствует развитию мелкой мускулатуры  рук.

Актуальность, педагогическая целесообразность

Большое значение для воспитания  и обучения детей дошкольного возраста имеет конструктивная деятельность. Способствует формированию  и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей, развитию творческих способностей. Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает детей возможность самим создавать поделки из бумаги, которые потом будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.Понимая значимость данного вида деятельности для творческого развития дошкольников, мною была разработана дополнительная образовательная программа  по обучению детей 4-5 лет  «Обучение конструктивной деятельности».

Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.

Цель программы

Ознакомление детей с конструктивной деятельностью и ручного труда.

Основная задача использования конструктивной деятельности–развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики.

Для этого необходимо:

  • обучать техническим приемам и способам создания поделок из бумаги;
  • способствовать развитию мелкой мускулатуры рук;
  • развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;
  • создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности;
  • воспитывать интерес к работе с различными материалами.

Отличительная особенность программы

Отличительной особенностью программы художественно эстетического развития является:

развитие у детей творческого и исследовательского характера,

пространственных представлений,

некоторых физических закономерностей,

познание свойств различных материалов,

овладение разнообразными способами практических действий,

приобретение ручной умелости

появление созидательного отношения к окружающему.

Принципы содержания программы

  • Принцип систематичности и последовательности— предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
  • Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы..
  • Сильные решения — это решения, преодолевающие противоречия.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания — предполагает , что главной и целью образования , становится ребенок , а не окружающий мир. Педагог , опираясь на индивидуальные особенности ребенка, намечает пути совершенствования умений и навыков.
  • Принцип доступности – позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований..
  • Принцип успешности – на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
  • Принцип идеальности. При решении проблем необходимо ориентироваться на многофункциональность и наличие у конечного результата идеальных черт и свойств. Поскольку при нахождении всех критерий идеальности, создается положительная во всех понятиях модель нашего решения в условиях удовлетворяющих все стороны, то этот принцип можно назвать принципом добра.
  • Принцип активного обучения – обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
  • Краткая характеристика структуры программы
  • Программа рассчитана на 1 год: 4 – 5 лет.
  • Занятия начинают проводиться с середины сентября месяца.
  • Количество занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня, 30 в год.
  • Количество детей: 21 ребенок
  • График работы: четверг с 15:15 до 17:30
Возраст детей Продолжительность занятия
4 – 5 лет 20 минут

Форма и методы проведения:

Словесный

Наглядный

Практический

Игровой

Требования к педагогическим кадрам:

  • иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности)
  • осуществлять свою профессиональную деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать ее в полном объёме;
  • быть креативным, творческим;
  • К педагогической деятельности не допускаются лица:
  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральном законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Ожидаемые результаты освоения программы:

  • создание различных изделий из разного вида бумаги;
  • представление о различных приемах работы с бумагой, начальные базовые формы техники оригами;
  • развитие наглядно – образного мышления, мышления, памяти, воображения;
  • расширение кругозора детей,стремление к новизне;
  • видеть необычное в обычных предметах;
  • формирование навыков работы с ножницами, клеем;
  • преодоление замкнутости, застенчивости;
  • развитие мелкой моторики;
  • улучшение эмоционально – психологического состояния воспитанников, позитивного отношения к миру.

Оценочный блок

Используются методы: наблюдения, беседы, вопросы, напоминание, поощрение, рассматривание, прием показа способов изображения, анализ,  оценка продуктов детской деятельности и демонстрация достигнутых результатов законным представителям воспитанников (родитель).

Наше будущее – за творческим человеком. Чтобы воспитать способность к художественно-эстетической деятельности, развить воображение, творческий подход к любому делу, необходимо помнить известную истину:

«Детей нужно обучать так же хорошо, как и взрослых, но намного лучше»

Обучение конструктивной деятельности детей от 4-х до 5-ти лет Обучение конструктивной деятельности детей от 4-х до 5-ти лет Обучение конструктивной деятельности детей от 4-х до 5-ти лет Обучение конструктивной деятельности детей от 4-х до 5-ти лет

 

Материально – техническое оснащение: столы, стулья, ноутбук, телевизор, магнитофон.

Демонстрационный и раздаточный материал

  1. Бумага писчая, цветная, гофрированная, ксероксная.
  2. Цветной и белый картон.
  3. Фломастеры, карандаши восковые.
  4. Вата.
  5. Пух, перья.
  6. Ватные палочки, ватные диски.
  7. Бросовый материал.
  8. Ножницы, клей-карандаш.

 Список используемой литературы

 Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы.

  1. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для дошкольников – СПб: 2008.
  2. О. Щеглова.Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. Ростов – на — Дону: Издательство дом «Владис»,2007.

4.Брыкова Е.К. Творчество детей в работе с различными материалом. Пед. общество: 1998.

5.Давыдова Г.Н. Бумагопластика.Цветочные мотивы. М – Издательство :2003

  1. Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками» М.Сфера, 2000
  2. Журналы «Сделай сам»
  3. Докучаева Н.И. Мастерим бумажный мир Санкт-Петербург: 1997.
Обо мне
Хисамова Майра Сарсеновна
Меня зовут
Хисамова Майра Сарсеновна
Моя профессия

Я воспитатель.

Имею высшую квалификационную категорию.

Я работаю воспитателем в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении — детский сад №21 «Калинка». Мой стаж 30 лет.

Использование принципов социо-игровой педагогики, методики Е. Е. Шулешко «Обучение чтению и письму», техники ТРИЗ – теория решения изобретательских задач , Программу «Открой себя», «Росток», «Земля отцов» Г. Гасановой, рекомендации по «комплексному развитию дошкольников в процессе их общения с природой» Л.И. Марченко.